Каменный комплекс Зимбабве

Комплекс Большого Зимбабве разбросан на территории в 24 га в верхней части долины. Зимбабве это измененное на английский африканское слово, означающее «каменные дома».

Крепость была сложена из камня – непривычного для Африки строительного материала.

В каменных сооружениях Зимбабве есть три комплекса зданий: ранний акрополь, или крепость на холме, эллиптическое строение, называемое храмом окруженное гигантской каменной стеной, и руины, расположенные между двумя этими местами в долине реки.

Ранние исследователи этих каменных сооружений полагали, что постройки Зимбабве не африканского происхождения. При попытке открыть слои, принадлежавшие ранним, доафриканским завоевателям, было выброшено много ценного материала.

Но уже сегодня с полной достоверностью можно утверждать, что каменные сооружения — подлинные африканские творения. Художники Древних культур создавали керамику и произведения искусства, которые напоминают сегодняшние изделия народов банту.

Самое древнее из дошедших до нас описаний Зимбабве принадлежит португальскому хронисту ди Гоишу, который, возможно, сам этот город не видел, но слышал о нем от арабских купцов. «В самом сердце страны лежит сложенная из больших и тяжелых камней крепость. Эта удивительная и своеобразная постройка внутри выглядит так же, как снаружи, ибо камни ее скреплены без известковой) раствора и ничем не обмазаны…

На камне над входом выбита надпись, которая так стара, что никто не может ее прочесть. Вокруг, на той же равнине, разбросаны сооруженные таким же способом и другие крепости.

В прошлом веке сюда, в долину реки Лимпопо, забрел английский путешественник А. Роджерс и в зарослях кустарников обнаружил развалины гигантских сооружений, которые он даже не мог толком описать, потому что ничего подобного ранее не видел.

А через несколько лет после А. Роджерса (в 1871 году) в Зимбабве попал немецкий исследователь Африки Карл Маух, который, осмотрев руины, объявил, что это копия Храма Соломона, а в долине (под крепостью) — копия дворца царицы Савской, в котором она пребывала, будучи с визитом в Иерусалиме.

Сейчас уже трудно точно установить, откуда у К.Мауха возникла такая теория, потому что многое оставалось тогда неясным, так как до начала раскопок сюда попали искатели сокровищ — общество, именовавшее себя «Компания Древних Руин Родезии». В принципе это было просто узаконенное разграбление исторических памятников.

Но уже в конце XIX века в долине Лимпопо появился отряд англичан, и фактическая сторона исследований К.Мауха подтвердилась. Громадные каменные сооружения действительно возвышались в том районе, но соседние племена совершенно не представляли себе, кто, когда и как мог воздвигнуть эти сооружения.

Ученые сосчитали, что в стены Зимбабве уложено 15 000 тонн камня. Акрополь возник, вероятно, в течение XI или XIII века нашей эры. Несколько позже, возможно, из-за растущего богатства и увеличивавшейся потребности в безопасности, было построено эллиптическое сооружение — само Зимбабве.

А богатыми местные жители, вероятно, стали оттого, что у них были огромные стада скота. До 1500 года это место было религиозным средоточием и торговым центром государства. Золото, медь и слоновую кость продавали повсюду, вплоть до самой Аравии. Только потом (пока не известно, по какой причине) эти каменные сооружения приобрели защитное назначение.

Примечательно в каменных сооружениях Зимбабве качество каменностроительных работ, особенно в северо-восточной части эллиптической стены храма.) Искусные каменотесы обтесали гранитные блоки и расположили их ровными рядами вокруг центрального камня.

Эта стена (как и другие, находящиеся в ограде) несколько изогнута. Функция внутренних стен и проходов до сих пор пока не выяснена, но конструкция не выглядит так, будто первоначально у нее была крыша.

Каменные сооружения Зимбабве действительно очень впечатляющи. Они так же таинственны и чарующе восхитительны, как глыбы Стоунхенджа или каменные истуканы острова Пасхи. В любом ракурсе, при любом освещении они четко и грозно выделяются на фоне неба, и во всей атмосфере, их окружающей, есть нечто неизъяснимо волнующее и притягательное.

Исконный смысл и назначение этих каменных сооружений и по сей день остаются предметом жарких дискуссий. На этот счет выдвинуто множество гипотез, от самых примитивных до совершенно невероятных. А они, изученные, но до сих пор не разгаданные, остаются самым большим каменным памятником Африки после пирамид и документом ранних африканских культур.


Поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях: