Королевская резиденция Сан-Лоренсо дель Эскориаль
Согласно большинству версий жития св. Лаврентия, он принял мученическую смерть на раскаленной решетке. Планировка самого большого ренессансного дворца в мире — королевской резиденции и монастыря Сан-Лоренсо дель Эскориаль — действительно напоминает решетку. Комплекс, расположенный недалеко от Мадрида, был построен в 1563- 1584 гг. по приказу Филиппа II, который после победы над французами дал обет основать монастырь, посвященный св. Лаврентию. Придворные астрологи выбрали место для строительства на невысоком холме возле столицы. Этому проекту суждено было стать одним из шедевров архитектуры испанского Возрождения. Ансамбль из светлого гранита занимает территорию размером 207 х 162 м и виден издалека. В нем насчитывается более 2000 помещений, 16 внутренних дворов, 15 галерей, 88 фонтанов и дворцовая часовня, построенная по образцу собора Св. Петра в Риме. Изначально постройка задумывалась не как дворец, а как место для уединения, изучения наук и молитвы. В огромной библиотеке хранится 150 000 редких книг и манускриптов, а в картинной галерее дворца можно увидеть полотна Тициана, Эль Греко, Дюрера и Иеронима Босха. На территории дворца находятся гробницы многих испанских монархов. Тем не менее главным намерением Филиппа было строительство монастыря и церкви, и оно воплотилось в жизнь в великолепной центрической постройке, фасад которой выделяется на фоне центрального внутреннего двора. Портал церкви охраняют статуи шести библейских царей. Вход оформлен парными башнями, а внутри, в многочисленных часовнях, находится не менее 40 алтарей. Сакристия украшена драгоценными полотнами Тициана и Эль Греко, а прекрасный алтарь из красного мрамора подчеркивает монументальность интерьера.
Картинная галерея — это место, навевающее совсем иные мысли и эмоции, что хорошо видно на примере одного из двух знаменитых триптихов Иеронима Босха, любимого живописца Филиппа П. Подобно картине Сады земных наслаждений из мадридского музея Прадо, хранящееся в Эскориале полотно Воз сена представляет собой аллегорию земной жизни. На левой панели триптиха изображен Эдем и сцены из истории Адама и Евы, символизирующих все человечество. Мятежные ангелы падают с небес в виде насекомых и морских существ, олицетворяя собой всех тех, кто отвернулся от Бога. В центральной части триптиха изображен огромный воз с сеном, запряженный странными существами. Вокруг толпятся люди, пытающиеся украсть груз. Некоторые падают под колеса, цепляясь за сено, другие уже лежат на земле с перерезанным горлом. Король, аристократы и даже римский папа пытаются урвать свою часть, в то время как пронырливый старик подсматривает за юной парочкой; дьявол играет на флейте, и только один единственный ангел смотрит вверх, на Иисуса, который наблюдает за всей сценой с облаков. Последствия жадности и эгоизма представлены на правой панели, где изображены грешники, спускающиеся в ад. В этой композиции преобладают темно-красные и оранжевые тона. Демоны и чудовища строят башню, которая напоминает Вавилонскую. Небеса пылают, страшные существа ведут одних обнаженных грешников в башню, в то время как на других нападают адские псы. В этой картине ада убедительно передана идея отсутствия бога, и любой человек, рассмотревший ее в деталях, уйдет изменившимся.
Вновь выйдя на солнечный свет и увидев дворец во всей его величественной красоте, можно внезапно ощутить озарение, которое не забудется до конца жизни.