Великий Зимбабве (Старый Зимбабве)
В Великом Зимбабве (или Старом Зимбабве), сейчас лежащем в руинах, находились самые монументальные каменные строения, когда либо возводившиеся в Южной
Африке. Первые европейские исследователи, грубые и невежественные, не верили, что африканцы были в состоянии построить такой город. Самые старые поселения датируются IV в., но расцвет Великого Зимбабве как торгового города, королевской резиденции и религиозного центра, по-видимому, пришелся на X-XV вв.
Когда португальцы в XVI в. наткнулись на руины покинутого города, они подумали, что перед ними дворец царицы Савской. Забытый город разрушался в течение многих лет, пока путешественники и охотники за сокровищами в конце XIX в. не разграбили его почти полностью. Сохранившиеся статуи и здания — каменные башни, монолиты, алтари — указывают на то, что Великий Зимбабве был священным городом для народа шона. На их языке «Зимбабве» означало «каменный дом» или «почетный дом». Король считался не только политическим лидером, но и полубогом, посредником между богом и человеком. Это значит, что здания являются не просто дворцами, а храмами.
В Великом Зимбабве было найдено много фигурок из мыльного камня (стеатита), изображающих людей и птиц. Возможно, перед нами тотемы, символизирующие определенную общину или клан. Священные ритуалы укрепляли союз между богом и человеком, в силу чего само общество становилось святым.
Самое внушительное строение во всем комплексе — это эллиптическая Большая ограда, в которой, как полагают, хранится трон короля. Немного к северу находится Восточная ограда, где монолиты, прежде окруженные религиозными символами, стоят на круглых платформах. Коническая башня, достигающая 10 м в высоту, особенно загадочна. Ее предназначение неизвестно и по сей день. К счастью, теперь «дома почитания» снова воспринимаются как символ африканской культуры и поэтому возвращаются народу, который их построил.